Методические материалы по организации НТТ и НИР
На этой странице Вы можете поделиться собственным опытом по организации научно-технического творчества и научно-исследовательской работы обучающихся в Вашей профессиональной образовательной организации. Здесь Вы сможете разместить разработанные Вами организационно-методические и учебно-методические материалы (методические рекомендации, методические разработки, учебно-методические пособия, рабочие тетради и т.д.), познакомиться с работами коллег, обсудить возникшие вопросы, либо просто оставить свой комментарий к заинтересовавшим Вас разработкам. Мы надеемся, подобный обмен опытом будет способствовать в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности, поможет современным педагогам выбрать наиболее эффективные, рациональные варианты и образцы действий применительно к своему виду деятельности.
Авторы всех размещенных на сайте материалов получают Сертификат участника проекта (сертификат ЦПО Самарской области)
Для размещения материалов на сайте необходимо направить их на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Работы не рецензируются, размещаются после предварительной проверки в авторской редакции. Администрация сайта не несет ответственности перед посетителями, третьими лицами или государством за вред, причиненный размещением пользователями материалов, опубликованных с нарушением норм действующего законодательства РФ. Материалы, нарушающие авторское право, будут удалены. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете, чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её.
Перепечатка материалов сайта возможна только при наличии активной ссылки на сайт и указании автора материалов.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины Иностранный язык, специальность 35.02.16 Кинология.
Данное пособие состоит из 8 юнитов и может быть использовано для студентов 2-4 курсов по специальности 35.02.16 Кинология, как очной, так и заочной формы обучения.
В данном пособии представлены задания с соблюдением принципов развития научно-исследовательского навыка студентов, содержится практический материал. В каждом юните есть задание на составление мини проекта. Например, задание к мини проекту Unit 1: Make a mini project using the follow structure:
1. I would like to tell you about …..
2. There are several types of specialists ……
3. Trainer is …..
4. Instructor is ……
5. Handler is ……
Студент должен исследовать дополнительную информацию, подобрать иллюстрации, методически правильно его оформить, защитить перед группой. В процессе создания мини проекта студент использует ИКТ, что повышает эффективность организации исследовательской деятельности обучающихся: результаты работы наглядно представляются студентами при оформлении презентаций; материалы, размещенные в Интернете содержат обширный страноведческий материал, оригинальные тексты на английском языке (газеты, книги, статьи в блогах и т.д.), видео- и аудиоматериалы. Необходимо содействовать формированию культуры использования Интернет-ресурсов при ведении поисково-исследовательской работы, оформлению ссылок в презентациях и печатных работах на источники информации, используемые фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы, прививать уважение к результатам интеллектуального труда других людей. Интернет источники информации должны являться для студента базой для решения спорного вопроса или определения вывода на основе полученных фактов, для иллюстрации собственного исследования по интересующей его теме.
Андрюхина Елена Викторовна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Сергиевский губернский техникум»
Методические указания по выполнению практических занятий разработаны в соответствии с рабочей программой по МДК 06.03 Методы оптимизации систем автоматизации для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Методические рекомендации определяют планирование, организацию и проведение практических занятий по междисциплинарному курсу профессионального модуля ПМ 06 Проектирование, моделирование и оптимизация систем автоматизации ( по отраслям ).
Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. Выполнение обучающимися практических занятий направлено на:
1. Обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам профессионального циклов;
2. Формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
3. Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.; (Практическое занятие № 6 Чертеж в КОМПАС-3D, способно сформировать аналитическое умение за счет задач, поставленные в данной работе.);
(Практическое занятие № 5 Моделирование САУ в Master-SCADA, способно сформировать конструктивное умение за счет- создания модели, интерпретирования и использования графической информации);
(Практическое занятие № 4 Чертеж в программе AutoCad, способно сформировать проектировочное умение за счет - продумывания возможных вариантов изображения чертежа).
4.Выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Дубинина Валерия Евгеньевна, преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Сызранский политехнический колледж»
Уникальный собранный материал в виде рабочей тетради по экологии разработан на основе литературных источников и практического опыта с целью привить навыки исследовательской работы обучаемым. Методический материал разработан таким образом, чтобы отработать все моменты алгоритма составления исследовательской работы.
Разнообразная практическая часть в виде мини - исследовательской работы, позволяет насыщать познавательные интеллектуальные потребности продуктом которой является новое исследовательское знание. Практические задания рабочей тетради разработаны таким образом, чтобы знание, полученное в соответствии с поставленной целью, формировали навыки исследовательской работы.
Целью каждого практического задания – является получение нового знания об окружающем мире в виде исследовательской работы. Исследование предполагает обнаружение какой-то проблемы или противоречия, подтверждение гипотезы или наоборот, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска, так как новое знание может иметь частный и обобщающий характер. Закономерность или знание о детали, о ее месте в различных упорядоченностях формируют исследовательскую работу. Определение способов и средств исследовательских действий, через постановку проблемы, дифференциации объекта исследования, описание и объяснение фактов, полученных в процессе выполнения практической части в виде проведенного эксперимента, формулирование гипотезы определяют специфику и сущность исследовательской деятельности.
Рабочая тетрадь по экологии предназначена для студентов средних специальных профессиональных заведений изучающих учебную дисциплину «Экология», «Экологические основы природопользования». Дидактические материалы, используемые в рабочей тетради, могут применяться педагогами школ дополнительного и основного образования.
В рабочей тетради представлены задания в виде выполнения практических работ, которые включают теоретический материал по изучаемой теме, практическую часть в виде: заполнения и составления таблиц или схем; составления, заполнения, анализ и построения графика или круговой диаграммы; выполнения доклада; решения задач; анкетирования; мозгового штурма; объяснения терминов; соотношения информации; анализа правильных утверждений; сопоставления рисунков; выявления и обозначения прямых и обратных связей; комментирования выражений; установления соответствий рассматриваемых параметров; анализа факторов; анализа первоисточников представленных в приложении; продолжения анализа; заполнения дерева решений; оценивание концепций; решения ситуаций; объяснения причин; изображения выводов; формулировки правил; анализа схем; дополнения схем; сравнения понятий; аргументирования фактов; исследовательской работы; анализа гипотез; ранжирования классов; публичного представления опытных данных, коллоквиума и дискуссий. Контрольные вопросы представлены в виде тестов и заданий. Тестовый материал в конце каждого практического задания позволяет закрепить пройденный материал.
В приложении 7 представлен пример выполнения по исследовательской работе практического задания.
Шайкенова Ольга Валентиновна, преподаватель государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский химико-технологический колледж»
Разработка содержит методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите письменной экзаменационной работы выпускником по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). В рекомендациях представлены правила оформления учебно-исследовательской работы, описание ее структуры и содержания. Собраны необходимые справочные материалы для выполнения работы, приведены справочные таблицы, перечислены источники.
Адресовано обучающимся, руководителям выпускными квалификационными работами (письменной экзаменационной работы).
Содержание методической разработки семинара «Организация научно-технического творчества студентов» представлено в виде слайд презентации Power Point и комментариев к ней, составлено с учетом типичных ошибок преподавателей и мастеров производственного обучения, допущенных при подготовке к региональным выставкам научно-технического творчества и по итогам участия в них.
Представленная в методической разработке информация ориентирует педагогических работников ПОО на рациональный выбор объектов творческой и изобретательской деятельности, знакомит с алгоритмом описания проектируемых технических объектов, со стратегией идеальных технических решений, с примерами «плодов» технического творчества студентов ПОО.
Мезенева Ольга Васильевна – кандидат педагогических наук, старший методист государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Поволжский государственный колледж»
Разноуровневая дополнительная общеразвивающая программа «Эрудит»
Разноуровневая дополнительная общеразвивающая программа «Эрудит» является программой исследовательской, интеллектуальной направленности.
Предлагаемая программа способствует формированию научного мировоззрения, отрабатывает навыки самостоятельного исследования, позволяет овладеть практическими умениями и навыками проектной, научно-исследовательской деятельности в области обществознания, экономики, истории, философии.
Программа «Эрудит» предназначена для обучающихся 14 - 18 лет, включает в себя базовый и продвинутый уровень.
Данная программа разработана с учетом методологии таких авторов как: Яковлева Н.Ф., Асанова Л.И.
Андреянова Ольга Анатольевна – преподаватель высшей категории ГБПОУ «Самарский политехнический колледж»
Бурсова Елена Павловна – преподаватель высшей категории ГБПОУ «Самарский политехнический колледж»
Методическое пособие для студентов по выполнению практических работ включает в себя в первую очередь задания на поиск информации для выполнения различных научно-технических задач.
В результате выполнения практических работ по учебной учебному предмету «Информатика» обучающийся научится:
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.).
Данные виды работы являются важной составляющей ведения исследовательской деятельности и оформления ее результатов.
Соломонова Юлия Леонидовна – преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д.Кузнецова»
Аникин Евгений Николаевич – преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д.Кузнецова»Методические указания по выполнению практических работ по предмету «Астрономия»
Методические указания по выполнению практических работ разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета «Астрономия» для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Целью выполнения практических работ является формирование предметных и метапредметных результатов по осуществлению самостоятельного комплексного научного исследования на основе целостного системного научного мировоззрения, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных образовательных технологий, результатом которой является подготовка практической работы и научный доклад о её основных результатах.
Данные методические указания построены по принципу учебно-исследовательской деятельности студентов и позволяют осуществлять как формирование творческого подхода к решению поставленных задач, так и выполнение практического материала.
В методических указаниях содержатся:
- теоретический материал для подготовки выполнения практического задания;
- творческие задания с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, в частности картографических сервисов (Google Maps и др.);
- астрономические задачи: определение координат светил, расчёт размеров небесных тел и расстояние до них, составление сравнительных характеристик планет и т. д. .
Выполнение данных работ позволит сформировать единую целостную естественно-научную картину мира, определяющую формирование научного мировоззрения, обеспечит успех в будущей профессиональной деятельности.
Тихонова Наталья Юрьевна – преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский политехнический колледж»Целью методических указаний является овладение обучающимися методологией научно – исследовательской деятельности в области финансов, результатом которой является выполнение дифференцированных заданий, презентация результата и его научная аргументация.
Все задания в методических указаниях построены по технологии исследовательских кейсов, что позволит обучать действием.
Для выполнения заданий обучающиеся используют научное исследование с применением метода моделирования, синтеза, установления причинно – следственных связей, построения логической цепи рассуждений.
Распоряжаться собственными финансами не простой вопрос. В некоторых случаях первоначальная гипотеза не подтверждается в ходе логической цепи рассуждений. При разработке исследовательских кейсов было учтено, что для решения практической задачи обучающиеся работают самостоятельно с научной литературой, подбираются и анализируют данные информационных сайтов, что обеспечивает научность результата, творческий подход и принятие собственного научно – обоснованного решения.
В методических указаниях содержатся краткие теоретические сведения, планируемые результаты самостоятельной работы, кейс - задания, что позволит сформировать финансовую компетентность обучающихся, обеспечить успех в будущей профессиональной деятельности и личное благополучие.
Системный подход к исследованию при выполнении самостоятельной внеурочной работы по всем темам позволит обучающемуся сформировать целостное представление о финансах и их управлении.
Чувашова Светлана Юрьевна – преподаватель ГБПОУ Самарской области «Тольяттинский политехнический колледж»Разработанные методические рекомендации содержат требования по организации, планированию, выполнению и оформлению курсовой работы обучающимися по ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе по специальности 31.02.01 Лечебное дело. Целью данных методических рекомендаций является организация консультационной помощи обучающимся и научным руководителям (преподавателям) колледжа в подготовке курсовой работы. Кроме того методические рекомендации призваны способствовать развитию творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности, ответственности и организованности. Будущие специалисты овладеют методикой исследования, научатся делать выводы и предложения, углубленно изучат профессиональные материалы. Руководствуясь данными рекомендациями, обучающиеся смогут продемонстрировать готовность решать практические задачи в профессиональной деятельности по оказанию неотложной медицинской помощи.
Куликова Наталья Афанасьевна – заместитель директора по учебной работе ГБПОУ «СМГК», преподаватель высшей квалификационной категории
Баринова Юлия Юрьевна – заместитель директора по учебно-методической и исследовательской деятельности ГБПОУ «СМГК», преподаватель высшей квалификационной категории
Салмина Валентина Васильевна – преподаватель высшей квалификационной категории, врач ГБУЗ СО «Сызранская ЦГБ».
Разработка содержит методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсового проекта (письменной экзаменационной работы) выпускником по профессии 22.02.06 Сварочное производство. В рекомендациях представлены правила оформления учебно-исследовательской работы, описание ее структуры и содержания.
Видяева Ольга Михайловна, Агафонова Лариса Тельмановна, преподаватели государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Колледж технического и художественного образования г.Тольятти»