Уникальный собранный материал в виде рабочей тетради по экологии разработан на основе литературных источников и практического опыта с целью привить навыки исследовательской работы обучаемым. Методический материал разработан таким образом, чтобы отработать все моменты алгоритма составления исследовательской работы.
Разнообразная практическая часть в виде мини - исследовательской работы, позволяет насыщать познавательные интеллектуальные потребности продуктом которой является новое исследовательское знание. Практические задания рабочей тетради разработаны таким образом, чтобы знание, полученное в соответствии с поставленной целью, формировали навыки исследовательской работы.
Целью каждого практического задания – является получение нового знания об окружающем мире в виде исследовательской работы. Исследование предполагает обнаружение какой-то проблемы или противоречия, подтверждение гипотезы или наоборот, которые нуждаются в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска, так как новое знание может иметь частный и обобщающий характер. Закономерность или знание о детали, о ее месте в различных упорядоченностях формируют исследовательскую работу. Определение способов и средств исследовательских действий, через постановку проблемы, дифференциации объекта исследования, описание и объяснение фактов, полученных в процессе выполнения практической части в виде проведенного эксперимента, формулирование гипотезы определяют специфику и сущность исследовательской деятельности.
Рабочая тетрадь по экологии предназначена для студентов средних специальных профессиональных заведений изучающих учебную дисциплину «Экология», «Экологические основы природопользования». Дидактические материалы, используемые в рабочей тетради, могут применяться педагогами школ дополнительного и основного образования.
В рабочей тетради представлены задания в виде выполнения практических работ, которые включают теоретический материал по изучаемой теме, практическую часть в виде: заполнения и составления таблиц или схем; составления, заполнения, анализ и построения графика или круговой диаграммы; выполнения доклада; решения задач; анкетирования; мозгового штурма; объяснения терминов; соотношения информации; анализа правильных утверждений; сопоставления рисунков; выявления и обозначения прямых и обратных связей; комментирования выражений; установления соответствий рассматриваемых параметров; анализа факторов; анализа первоисточников представленных в приложении; продолжения анализа; заполнения дерева решений; оценивание концепций; решения ситуаций; объяснения причин; изображения выводов; формулировки правил; анализа схем; дополнения схем; сравнения понятий; аргументирования фактов; исследовательской работы; анализа гипотез; ранжирования классов; публичного представления опытных данных, коллоквиума и дискуссий. Контрольные вопросы представлены в виде тестов и заданий. Тестовый материал в конце каждого практического задания позволяет закрепить пройденный материал.
В приложении 7 представлен пример выполнения по исследовательской работе практического задания.
Шайкенова Ольга Валентиновна, преподаватель государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский химико-технологический колледж»