Методические материалы по организации НТТ и НИР

На этой странице Вы можете поделиться собственным опытом по организации научно-технического творчества и научно-исследовательской работы обучающихся в Вашей профессиональной образовательной организации. Здесь Вы сможете разместить разработанные Вами организационно-методические и учебно-методические материалы (методические рекомендации, методические разработки, учебно-методические пособия, рабочие тетради и т.д.), познакомиться с работами коллег, обсудить возникшие вопросы, либо просто оставить свой комментарий к заинтересовавшим Вас разработкам. Мы надеемся, подобный обмен опытом будет способствовать в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности, поможет современным педагогам выбрать наиболее эффективные, рациональные варианты и образцы действий применительно к своему виду деятельности.

Авторы всех размещенных на сайте материалов получают Сертификат участника проекта (сертификат ЦПО Самарской области)

Для размещения материалов на сайте необходимо направить их на электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Работы не рецензируются, размещаются после предварительной проверки в авторской редакции. Администрация сайта не несет ответственности перед посетителями, третьими лицами или государством за вред, причиненный размещением пользователями материалов, опубликованных с нарушением норм действующего законодательства РФ. Материалы, нарушающие авторское право, будут удалены. Если вы являетесь правообладателем какого-либо представленного материала и не желаете, чтобы ссылка на него находилась в нашем каталоге, свяжитесь с нами и мы незамедлительно удалим её.

Перепечатка материалов сайта возможна только при наличии активной ссылки на сайт и указании автора материалов.

Требования к материалам

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы (письменной экзаменационной работы) по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Разработка содержит методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите письменной экзаменационной работы выпускником по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). В рекомендациях представлены правила оформления учебно-исследовательской работы, описание ее структуры и содержания. Собраны необходимые справочные материалы для выполнения работы, приведены справочные таблицы, перечислены источники.
Адресовано обучающимся, руководителям выпускными квалификационными работами (письменной экзаменационной работы).

Багдалова Ризида Ханяфиевна, преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Сызранский политехнический колледж»

Методическая разработка семинара для преподавателей и мастеров производственного обучения ПОО «Организация научно-технического творчества студентов»

Содержание методической разработки семинара «Организация научно-технического творчества студентов» представлено в виде слайд презентации Power Point и комментариев к ней, составлено с учетом типичных ошибок преподавателей и мастеров производственного обучения, допущенных при подготовке к региональным выставкам научно-технического творчества и по итогам участия в них.
Представленная в методической разработке информация ориентирует педагогических работников ПОО на рациональный выбор объектов творческой и изобретательской деятельности, знакомит с алгоритмом описания проектируемых технических объектов, со стратегией идеальных технических решений, с примерами «плодов» технического творчества студентов ПОО.
Мезенева Ольга Васильевна – кандидат педагогических наук, старший методист государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Поволжский государственный колледж»

Разноуровневая дополнительная общеразвивающая программа «Эрудит»

Разноуровневая дополнительная общеразвивающая программа «Эрудит» является программой исследовательской, интеллектуальной направленности.
Предлагаемая программа способствует формированию научного мировоззрения, отрабатывает навыки самостоятельного исследования, позволяет овладеть практическими умениями и навыками проектной, научно-исследовательской деятельности в области обществознания, экономики, истории, философии.
Программа «Эрудит» предназначена для обучающихся 14 - 18 лет, включает в себя базовый и продвинутый уровень.
Данная программа разработана с учетом методологии таких авторов как: Яковлева Н.Ф., Асанова Л.И.
Андреянова Ольга Анатольевна – преподаватель  высшей категории ГБПОУ «Самарский политехнический колледж»
Бурсова Елена Павловна – преподаватель высшей категории ГБПОУ «Самарский политехнический колледж»

Методические рекомендации для студентов по выполнению практических работ по учебному предмету «Информатика»

Методическое пособие для студентов по выполнению практических работ включает в себя в первую очередь задания на поиск информации для выполнения различных научно-технических задач.

В результате выполнения практических работ по учебной учебному предмету «Информатика» обучающийся научится:

  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.).

Данные виды работы являются важной составляющей ведения исследовательской деятельности и оформления ее результатов.

Соломонова Юлия Леонидовна – преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д.Кузнецова»

Аникин Евгений Николаевич – преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Технологический колледж имени Н.Д.Кузнецова»

Методические указания по выполнению практических работ по предмету «Астрономия»

Методические указания по выполнению практических работ разработаны в соответствии с рабочей программой учебного предмета «Астрономия» для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Целью выполнения практических работ является формирование предметных и метапредметных результатов по осуществлению самостоятельного комплексного научного исследования на основе целостного системного научного мировоззрения, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных образовательных технологий, результатом которой является подготовка практической работы и научный доклад о её основных результатах.

Данные методические указания построены по принципу учебно-исследовательской деятельности студентов и позволяют осуществлять как формирование творческого подхода к решению поставленных задач, так и выполнение  практического материала.

В методических указаниях содержатся:

  • теоретический материал для подготовки выполнения практического задания;
  • творческие задания с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, в частности картографических сервисов (Google Maps и др.);
  • астрономические задачи: определение координат светил, расчёт размеров небесных тел и расстояние до них, составление сравнительных характеристик планет и т. д. .

Выполнение данных работ позволит сформировать единую целостную естественно-научную картину мира, определяющую формирование научного мировоззрения, обеспечит успех в будущей профессиональной деятельности.

Тихонова Наталья Юрьевна – преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский политехнический колледж»

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП 19 «Основы финансовой грамотности» специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Целью методических указаний является овладение обучающимися методологией научно – исследовательской деятельности в области финансов, результатом которой является выполнение дифференцированных заданий, презентация результата и его научная аргументация.

Все задания в методических указаниях построены по технологии исследовательских кейсов, что позволит обучать действием.

Для выполнения заданий обучающиеся используют научное исследование с применением метода моделирования, синтеза, установления причинно – следственных связей, построения логической цепи рассуждений.

Распоряжаться собственными финансами не простой вопрос. В некоторых случаях первоначальная гипотеза не подтверждается в ходе логической цепи рассуждений. При разработке исследовательских кейсов было учтено, что для решения практической задачи обучающиеся работают самостоятельно с научной литературой, подбираются и анализируют данные информационных сайтов, что обеспечивает научность результата, творческий подход и принятие собственного научно – обоснованного решения.

В методических указаниях содержатся краткие теоретические сведения, планируемые результаты самостоятельной работы, кейс - задания, что позволит сформировать финансовую компетентность обучающихся, обеспечить успех в будущей профессиональной деятельности и личное благополучие.

Системный подход к исследованию при выполнении самостоятельной внеурочной работы по всем темам позволит обучающемуся сформировать целостное представление о финансах и их управлении.

Чувашова Светлана Юрьевна – преподаватель ГБПОУ Самарской области «Тольяттинский политехнический колледж»

Методические рекомендации по организации выполнения курсовой работы по ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Разработанные методические рекомендации содержат требования по организации, планированию, выполнению и оформлению курсовой работы обучающимися по ПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе по специальности 31.02.01 Лечебное дело. Целью данных методических рекомендаций является организация консультационной помощи обучающимся и научным руководителям (преподавателям) колледжа в подготовке курсовой работы. Кроме того методические рекомендации призваны способствовать развитию творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности, ответственности и организованности. Будущие специалисты овладеют методикой исследования, научатся делать выводы и предложения, углубленно изучат профессиональные материалы. Руководствуясь данными рекомендациями, обучающиеся смогут продемонстрировать готовность решать практические задачи в профессиональной деятельности по оказанию неотложной медицинской помощи.
Куликова Наталья Афанасьевна – заместитель директора по учебной работе ГБПОУ «СМГК», преподаватель высшей квалификационной категории
Баринова Юлия Юрьевна – заместитель директора по учебно-методической и исследовательской деятельности ГБПОУ «СМГК», преподаватель высшей квалификационной категории
Салмина Валентина Васильевна – преподаватель высшей квалификационной категории, врач ГБУЗ СО «Сызранская ЦГБ».

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по профессии 22.02.06 Сварочное производство

Разработка содержит методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсового проекта (письменной экзаменационной работы) выпускником по профессии 22.02.06 Сварочное производство. В рекомендациях представлены правила оформления учебно-исследовательской работы, описание ее структуры и содержания.

Видяева Ольга Михайловна, Агафонова Лариса Тельмановна,  преподаватели государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Колледж технического и художественного образования г.Тольятти»

Методические указания для студентов по выполнению практических работ по дисциплине «Иностранный (английский) язык»  образовательной программы  специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»

В данном методическом пособии представлены задания с соблюдением всех принципов для реализации и развития научно-технического творчества студентов, содержится практический материал. Представлены творческие задания, такие как: нахождение общего и различающихся признаков, группировка слов, обобщение, составление рассказов, расположение информации в логическом порядке. Предлагается текст, абзацы которого перепутаны, нужно расположить их в правильном порядке, игра «Аукцион». Оптимальный вариант проведения игры по группам. Студенты называют как можно больше слов по заданной теме, творческие диктанты. Учащиеся прослушивают текст, затем в виде рисунков и схем изображают то, что услышали, составление текста по вопросам, подборка слов — синонимов или вопросов — синонимов, составление из слов предложений, проекты.
Варианты ситуационных заданий позволят сформировать языковую компетентность студентов, обеспечат успех в будущей профессиональной деятельности.
Дмитриева Надежда Александровна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Самарский металлургический колледж»

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы (письменной экзаменационной работы) по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Разработка содержит методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной работы (письменной экзаменационной работы) выпускником по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). В рекомендациях представлены правила оформления учебно-исследовательской работы, описание ее структуры и содержания, а также порядок проведения защиты и критерии оценки.
Адресовано обучающимся, руководителям выпускными квалификационными работами (письменной экзаменационной работы).

Агафонова Лариса Тельмановна, преподаватель государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Колледж технического и художественного образования г.Тольятти»

Методические рекомендации для студентов по выполнению практических занятий по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по техническим специальностям, с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование», могут быть использованы преподавателями различных образовательных учреждений.
Целью данных методических рекомендаций является формирование компетенций по осуществлению самостоятельного комплексного научного исследования на основе целостного системного научного мировоззрения; овладение методологией научно-исследовательской деятельности в области правового обеспечения профессиональной деятельности, результатом которой является подготовка практической работы и научный доклад о ее основных результатах. Основное значение ситуационного подхода в данных методических рекомендациях состоит в попытке теоретически сформулировать, эмпирически проверить и затем практически рекомендовать различные решения применительно к каждой из типовых правовых ситуаций, оптимально построить модель произошедшего правового события. Именно ситуационный подход к правовому обеспечению профессиональной деятельности позволил осуществить научную разработку дифференцированных методических рекомендаций, указывающих на специфические особенности расследования сходных видов преступлений в зависимости от различных ситуаций. Научный результат интеллектуальной деятельности на практических занятиях по дисциплине должен быть создан творческим трудом, а следовательно, быть результатом творчества и обладать достаточной степенью оригинальности и уникальности. При системном подходе к исследованию на практическом занятии какого-либо правового объекта (явления, процесса) внимание студента - исследователя акцентируется на изучении его целостных, интегративных свойств, выявлении его структуры и функций.
В методических рекомендациях содержатся теоретический материал, творческие задания, варианты ситуационных заданий, что позволит сформировать правовую компетентность студентов, обеспечит успех в будущей профессиональной деятельности. Учтены изменения действующего законодательства, предложены полимодальные методические средства, помогающие разобраться в юридических конструкциях и научиться использовать юридические нормы в правовой жизни.

Аверина Ольга Львовна, к.э.н., преподаватель Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства»