Полезные советы для исследователей

Александр Гранин, разработчик «Лаборатории Касперского»

Я иногда размышляю, какие события привели меня прежнего ко мне сегодняшнему и что служило причиной каждого из этих событий. Давным-давно, с самого первого знакомства с компьютером, у меня, десятилетнего, появилась мечта – стать космонавтом компьютерных наук: программистом. Чуть позже я узнал, что невозможно быть программистом без способностей к анализу, творчеству, изобретательству, что нужно понимать не только внешнюю оболочку компьютерного мира, но и проникать мыслью в его суть и устройство. Именно тогда я начал почти целенаправленно создавать себя, заниматься творчеством, расширять кругозор, – с тем, чтобы в будущем золотые мечты стали реальностью.

Я знал, чего хотел, знал, что мне интересно. Мне нравятся компьютеры – замечательно! Значит, я буду копаться в их внутренностях, изучать принцип действия, постигать законы вычислительной техники. Мне нравится фантастика – отлично! Беру и читаю вкусные книги, погружаюсь с головой в удивительные истории, в потрясающие воображение красоты иных миров. Мне нравится наука – очень хорошо! Тогда я буду…

...А вот с наукой ситуация несколько сложнее. Школьная наука не допускала такой свободы, как фантастические книги или компьютеры, а я мог лишь согласиться с этим – или нет. Небольшой люфт в средствах и мотивации, безусловно, имелся, но моей фантазии всё равно было тесно. Совершенно различались цели: я стремился изучать интересное, а от меня добивались того же воспроизведения обычных знаний, что и от других. Школьная система была приспособлена к большинству тех, кто еще не знал, чего хочет, а я – знал, и она не была достаточно гибкой или умной, чтобы создать условия для меня лично. Некоторые учителя пытались найти ко мне индивидуальный подход – так я и еще несколько человек оказывались на олимпиадах и конференциях, но эти мероприятия не могли осветить все те базовые вещи, которые необходимы в профессиональной научной деятельности.